В настоящее время большую актуальность приобрела тема вовлечения в деструктивные группы экстремистской и других направлений посредством сети Интернет. Доступность компьютерной техники и пользования сетью, к сожалению, добавляет и проблем. IT-технологии не стоят на месте и уже сегодня у каждого есть под рукой хотя бы одно устройство с доступом в интернет.
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности ребенок не всегда может распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации.
Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие детей до депрессии так называемые «группы смерти». Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации». ДЕСТРУКЦИЯ (лат. destructio - разрушаю) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение. Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, агрессии.
Подростки всё чаще находят наиболее опасные формы «самоутверждения» и деструктивные саморазрушающие способы привлечения к себе внимания. Проблема взаимоотношений между родителями, гиперопека или недостаток внимания к детям часто приводят к негативным последствиям и являются причиной потери близкого, доверительного контакта между родителями и детьми.
Всё начинается с того, что подросток подписался на новости в сообществе, а потом его мозг подвергается ежедневной обработке. В результате ребёнок попадает в страшную психологическую зависимость.
В настоящее время в социальной сети «Вконтакте» функционируют несколько тысяч сообществ с несовершеннолетними участниками, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотических средств, террористические, доведения до депрессии и прочее).
Основные направленности деструктивных групп:
-Экстремистские (провокацируют беспорядки, террористические акции, методы партизанской войны),
-сектантсткие (имеющая своё учение и свою практику),
-аутоагрессивные (причинение вреда собственному телу).
-Псевдокриминальные – пропогандируют криминальную романтику. (АУЕ, колумбайн)
-Террористические.
В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.
Как происходит вовлечение несовершеннолетних в деструктивные религиозные секты.
Главная проблема – предоставление ложной информации. Попасть под негативное влияние секты через её сайт очень легко – если человек читает в сети соответствующий материал, смотрит видео и фото информацию, то он уже вступает во взаимодействие с вербовщиком сети, невольно участвует в психологической игре организаторов секты, нередко попадая от них в зависимость.
Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый.
На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка продолжается уже с реальным членом деструктивной организации. Организаторы или те, кто «ведет» группу подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется. На самом деле он же не знает, кто там, за ником, аватаркой. В интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определенный круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.
Далее идет погружение в депрессивный контент определенная музыка как правило депрессивная, фото, видео с депрессивной направленностью, или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит обесценивание ценностей: семейных, духовных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку, «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.
Методы воздействия на людей разнообразны:
- «промывание мозгов»,
- наркотики,
- лишение свободного времени, ограничение внешних контактов
- изоляции от друзей, семьи
- мощное групповое давление, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть.
С какой целью это делается? Существуют разные мнения, но они схожи:
- вовлечение в эстремистские организации – для пополнения своих рядов;
- в религиозные деструктивные группы – для вовлечения новых адептов;
- в «группы смерти» - желание «властвовать», извлечение прибыли за счет продажи видео, на которых подростки причиняют себе вред.
Наибольшему риску вовлечения подвержены подростки.
Какие предпосылки могут привести юношу, девушку в деструктивную группу?
-слабая, неустойчивая психика,
-повышенная внушаемость,
-неумение взаимодействовать с окружающими + трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, плохая компания.);
-отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень образования).
- низкая самооценка (чтобы поднять самооценку подросток пытается самоутвердиться, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей из интернета, как пример антикриминальные группы АУЕ).
- Личная незрелость (традиционный образ жизни представляется как формальный, банальный, отживший, исчерпавший себя.)
Так же предпосылками вовлечения являются:
- Неопытность, недостаточная ответственность.
- Чем младше человек, тем более он подвержен влияниям окружения.
- Повышенная восприимчивость к предлагаемым правилам поведения в группе
Как же распознать опасную группу?
- Логотип: знаки богов и ножи
- Картинки и фото в сером, черном и красном цвете
- Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах
- Психоделическая музыка
А задача подростков – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а так же знать и выполнять основы кибербезопасности. Компьютерная грамотность снижает онлайн-риски.
Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые обязательно надо обратить внимание:
- Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»;
- У него меняется режим дня;
- Ребенок вялый и постоянно не высыпается;
- Активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры).
Признаки готовности
- Грустные мысли в постах на соцстраничке;
- Появились на теле увечья (царапины и т.д.);
- Начинает раздаривать вещи;
- Открыто заявляет о своем уходе.
Основы кибербезопасности
- - Проявлять осторожность при переходе по ссылкам, которые подросток получает в сообщениях от других пользователей или друзей.
- - Контролировать информацию, которую подросток размещает.
- - Чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу ящика электронной почты.
- - Не разрешайте подростку добавлять в друзья в социальных сетях всех подряд.
- - Не разрешайте регистрироваться во всех соц. сетях без разбора.
- - Напоминайте ребенку, чтобы он рассказывал вам о непонятных вещах, которые он встречает в интернете.
- - Не позволяйте ребенку себя запугивать и беспокоить других с помощью фейковых аккаунтов.
раскрыть » / « свернуть